• камины
    • Классические камины
    • Камины изразцовые и кафельные
    • Камины в сельском стиле
    • Камины в современном стиле
  • печи
    • Изразцовые и кафельные печи
    • Каминные печи и печи "Буржуйки"

    • Варочные печи и печи под казан
    • Пекарные печи
    • Русские печи
  • Банные печи
  • Барбекю
  • Изразцы и кафель
    • Кафель (печные изразцы) 22х22см
    • Кафель (печные изразцы) 20х25см
    • Кафель нестандартных размеров
    • Изразцы (облицовочная плитка) 15х15см
  • контакты

+7 499 272 47 63

– Английский камин

– Банные печи

– Варочные и пекарные печи

– Варочные печи из металла

– Выбор огневой системы

– Газовые каминные топки

– Готовые открытые топки (вставки, кассеты)

– Дымоходы

– Дымоходы "Шидель" в России

– Еще раз про модерн

– Закрытые каминные топки

– Закрытые (конвекционные) камины

– Из истории кафеля

– Из истории кафельных печей

– Из истории фаянсовых печей

– История печей

– Как топить камин

– Камины

– Камины-барбекю

– Каминные аксессуары

– Каминные печи

– Кафель и плитка

– Кафельные и изразцовые печи

– Кафельные печи способствуют улучшению здоровья их владельцев

– Конвекционные печи

– Открытые камины

– Очаг

– Печи без дымоходов

– Печная фурнитура

– Путеводитель по каминам и печам

– Русская печь

– Теплонакопительные печи

– Шведские печи

– Электрокамин

– Биокамины

– Летняя кухня

– Тяга.

– Теплонакопительные печи и современные материалы.

– Печная керамика и ее виды

– Первые кафельные печи

– История печей в России, часть 1.1

– Берлинская печь

– Городская печь в стиле модерн

– История печей в России, часть 1.2

– История печей в России, часть 2.1

– Глазурование

– Подглазурная роспись

– История печей в России, часть 2.2

– История печей в России, часть 3.1

– История печей в России, часть 3.2

– История печей в России, часть 4.1

– Книга "Русские печи и печная керамика XVII-XIX вв"

История печей в России, часть 3.2.

 

Первые кафли у нас изготавливали из красножгущихся глин. Они представляли собой пластину  толщиной примерно в один сантиметр и имели  румпу — подобие коробки глубиной в 8-9 см. с обратной стороны пластины. Румпа служила для анкеровки кафель в кладке печи. Состав печных наборов (наборов кафельных элементов) был сначала крайне ограниченным: стенные кафли,  поясовых кафли (пояски), венцовые кафли и перемычки. Стенными кафлями набирали стенки печей. Их клали со смещением в полкафли для прочности. Первые кафли не имели еще специально сделанных половинок (целую кафлю резали попалам) и угловых элементов. Углы оформлялись одной полной кафлей и одной разрезанной попалам, у которых румпа срезалась с одной стороны «под ус». Размер лицевой пластины полной стенной кафли составлял примерно 19-20 см х 19-20 см. Такие кафли называли кафлями большой руки. Были еще стенные кафли малой руки (12-16 х 12-16 см). Назначение этих кафель — загадка.  Среди них не встречаются зарезанные под ус элементы, что  указывает на то, что полностью печи из них не делали. Не встречаются они также в развалах печей с кафлями большой руки. Значит с последними на одной печи они тоже не стояли. Красные кафли имели рельефный декор. Исполнение рельефов было разным, но в целом они  не отличалось сложностью. Большинство кафель имели простую и гладкую рамку. Нетрудно угадать, почему именно такие кафли были взяты на вооружение на первом этапе. Их изготовление было вполне по силам практически любому гончару, даже тому, который раньше никогда изготовлением печной керамики не занимался.  

Печи из красных кафель обычно белились уже после того, как печь была сложена. В этом было своеобразие первых русских кафельных печей. В мел добавляли толченую слюду, чтобы придать побелке блеск. Побелку делали всегда в обязательном порядке. Без красочного покрытия неглазурованные кафли очень быстро приобретают неопрятный вид. Побелка эту проблему прекрасно решала. Помимо белил для покраски печей использовали также сурик или зеленую краску.

В декоре красных кафель встречается орнаментика: растительные и геометрические орнаменты. Наряду с ними геральдические (двуглавые орлы обычно в круглой рамке), зооморфные и орнитоморфные мотивы (птицы и звери), фантастические звери (единорог, грифон, дракон и др), охотники, воины и всадники, батальные сцены.

Красных печей не сохранилось. Судя по тому, что оставшиеся от них кафли в основном плоские, эти печи в плане были прямоугольными. Опечье (основание) выкладывалось из маломерного кирпича. Размеры этих печей неизвестны. На настоящее время нет достаточно убедительной информации, чтобы делать на этот счет какие-либо выводы. Красная печь была, скорее всего, свободно стоящая —  сундуковая или башенная. Отсутствие специальных угловых элементов  указывает на то, что конструкция была не очень прочной, и срок жизни этих печей был недолгим, поэтому их развалы и обнаруживают так редко археологи.

 

 

КОНТАКТЫ

  • +7 499 272 47 63
  • +7 985 776 82 04 (по выходным)
  • г. Москва, ул. Вавилова, д. 65а ("Дом Художника"), мастерская 1304
  • anko.office@gmail.com
COPYRIGHT © ANKO

DESIGN VT-DESIGN

ГЛОССАРИЙ | СТАТЬИ