История печей в России, часть 2.2.
Самой большой проблемой, которую пытались решать в связи с отоплением жилых помещений, было дымоудаление. Изначально в курных избах дым выходил наружу через дверь. Чтобы сократить теплопотери нижнюю половину дверного проема иногда перекрывали щитом, чтобы уменьшить приток холодного воздуха с улицы ниже уровня нулевой разности давления. Ниже этого уровня давление воздуха несколько ниже атмосферного давления снаружи и поэтому холодный воздух снаружи стремится проникнуть в дом. Выше этого уровня наоборот, теплый воздух из дома устремляется наружу. С XV века в стенах изб начинают прорезать специальные «волоковые окна» для удаления дыма. Они представляли собой отверстия с деревянными скользящими заслонками (других окон в курных избах не было). Окна, очевидно, слишком громкое название для этих отверстий. Речь шла об окошках размерами примерно в 10х15 см. Иногда в одной избе их прорезали сразу несколько.
Вывод дыма через волоковые окна был крайне неэффективен, и с середины XVI века в домах богатых людей начинают оборудовать в потолке над печью отверстие («дымоволок»), через которое дым попадал на чердак, а оттуда удалялся через специальные накрытые козырьком окошки в кровле. Оно называлось «дымницей». Позднее над отверстием в потолке начнут сооружать деревянные трубы, похожие на современные дымоходы - более совершенный вариант дымниц. Именно появление потолка, который был еще тогда недоступной для большинства людей роскошью (у крестьян его не будет до XVIII века), и позволило применение этой конструкции.
Удаление дыма через отверстие в потолке избавляло отапливаемое помещение от дыма и сажи только частично, поэтому во второй половине XVI века в богатых домах появляется еще более совершенный вариант пекарно-отопительной печи - так называемый «полубелок». Полубелок предполагал, что дымовые газы после выхода из печи попадали не в помещение, а в дымоход, через который они выводились на чердак. Эти дымоходы делали из керамических труб или из бревен, как это делали монголы для своих печей-кан. Впоследствии такие деревянные дымоходы стали делать у нас в деревнях. Дым попадал по дымоходу на чердак, а затем через дымницу выходил из дома.
Это уже практически топка по-белому, дым в помещение попадает минимально, но пожарная опасность все еще велика. Причиной пожаров было применение дерева в конструкциях печей и каналов дымоудаления. Возгорались и срубы, на которых устанавливались печи, и деревянные конструкции изб, и деревянные дымницы, и дымоходы. В других европейских странах переход к полноценным дымоходам также сопровождался применением различных типов дымниц, или, как их называют, когда говорят о европейской средневековой архитектуре, луверов и дымовых туретт. Развитие печной техники в Москве проходило в общеевропейском русле.
Каким образом патрицианские пекарно-отопительные печи декорировались (если вообще декорировались) в XVI веке — неизвестно. Скорее всего, в глинобитные стены печей вмуровывались лишь отдельные керамические элементы. Их стенки могли расписывать или вырезать на глинобитной поверхности рельефный декор, как это будет иметь место позднее. В целом до начала XVII века декор в интерьерах жилых домов даже состоятельных людей почти отсутствовал. Что касается крестьян, то о декоре мы вообще не говорим. К ним самые примитивные конструкции печей попадали в последнюю очередь. Даже у горожан не состоятельных сословий, печи были более совершенных конструкций.
Итак, в XVI веке в печном деле в России доминируют глинобитные пекарно-отопительные печи, адаптированные к условиям технологической культуры и быта того времени. В XVII веке этот процесс продолжится, но на сцену, наконец, выйдут и кафельные печи, но об этом мы расскажем в следующей статье.