• камины
    • Классические камины
    • Камины изразцовые и кафельные
    • Камины в сельском стиле
    • Камины в современном стиле
  • печи
    • Изразцовые и кафельные печи
    • Каминные печи и печи "Буржуйки"

    • Варочные печи и печи под казан
    • Пекарные печи
    • Русские печи
  • Банные печи
  • Барбекю
  • Изразцы и кафель
    • Кафель (печные изразцы) 22х22см
    • Кафель (печные изразцы) 20х25см
    • Кафель нестандартных размеров
    • Изразцы (облицовочная плитка) 15х15см
  • контакты

+7 499 272 47 63

– Английский камин

– Банные печи

– Варочные и пекарные печи

– Варочные печи из металла

– Выбор огневой системы

– Газовые каминные топки

– Готовые открытые топки (вставки, кассеты)

– Дымоходы

– Дымоходы "Шидель" в России

– Еще раз про модерн

– Закрытые каминные топки

– Закрытые (конвекционные) камины

– Из истории кафеля

– Из истории кафельных печей

– Из истории фаянсовых печей

– История печей

– Как топить камин

– Камины

– Камины-барбекю

– Каминные аксессуары

– Каминные печи

– Кафель и плитка

– Кафельные и изразцовые печи

– Кафельные печи способствуют улучшению здоровья их владельцев

– Конвекционные печи

– Открытые камины

– Очаг

– Печи без дымоходов

– Печная фурнитура

– Путеводитель по каминам и печам

– Русская печь

– Теплонакопительные печи

– Шведские печи

– Электрокамин

– Биокамины

– Летняя кухня

– Тяга.

– Теплонакопительные печи и современные материалы.

– Печная керамика и ее виды

– Первые кафельные печи

– История печей в России, часть 1.1

– Берлинская печь

– Городская печь в стиле модерн

– История печей в России, часть 1.2

– История печей в России, часть 2.1

– Глазурование

– Подглазурная роспись

– История печей в России, часть 2.2

– История печей в России, часть 3.1

– История печей в России, часть 3.2

– История печей в России, часть 4.1

– Книга "Русские печи и печная керамика XVII-XIX вв"

История печей в России, часть 2.2.

 

Самой большой проблемой, которую пытались решать в связи с отоплением жилых помещений, было дымоудаление. Изначально в курных избах дым выходил наружу через дверь. Чтобы сократить теплопотери нижнюю половину дверного проема иногда перекрывали щитом, чтобы уменьшить приток холодного воздуха с улицы ниже уровня нулевой разности давления. Ниже этого уровня давление воздуха несколько ниже атмосферного давления снаружи и поэтому холодный воздух снаружи стремится проникнуть в дом. Выше этого уровня наоборот, теплый воздух из дома устремляется наружу. С XV века в стенах изб начинают прорезать специальные «волоковые окна» для удаления дыма. Они представляли собой отверстия с деревянными скользящими заслонками (других окон в курных избах не было). Окна, очевидно, слишком громкое название для этих отверстий. Речь шла об окошках размерами примерно в 10х15 см. Иногда в одной избе их прорезали сразу несколько.

Вывод дыма через волоковые окна был крайне неэффективен, и с середины XVI века в домах богатых людей начинают оборудовать в потолке над печью отверстие («дымоволок»), через которое дым попадал на чердак, а оттуда удалялся через специальные накрытые козырьком окошки в кровле. Оно называлось «дымницей». Позднее над отверстием в потолке начнут сооружать деревянные трубы, похожие на современные дымоходы - более совершенный вариант дымниц. Именно появление потолка, который был еще тогда недоступной для большинства людей роскошью (у крестьян его не будет до XVIII века), и позволило применение этой конструкции. 

Удаление дыма через отверстие в потолке избавляло отапливаемое помещение от дыма и сажи только частично, поэтому во второй половине XVI века в богатых домах появляется еще более совершенный вариант пекарно-отопительной печи - так называемый «полубелок». Полубелок предполагал, что дымовые газы после выхода из печи попадали не в помещение, а в дымоход, через который они выводились на чердак. Эти дымоходы делали из керамических труб или из бревен, как это делали монголы для своих печей-кан. Впоследствии такие деревянные дымоходы стали делать у нас в деревнях. Дым попадал по дымоходу на чердак, а затем через дымницу выходил из дома. 

Это уже практически топка по-белому, дым в помещение попадает минимально, но пожарная опасность все еще велика. Причиной пожаров было применение дерева в конструкциях печей и каналов дымоудаления. Возгорались и срубы, на которых устанавливались печи, и деревянные конструкции изб, и деревянные дымницы, и дымоходы. В других европейских странах переход к полноценным дымоходам также сопровождался применением различных типов дымниц, или, как их называют, когда говорят о европейской средневековой архитектуре,   луверов и дымовых туретт. Развитие печной техники в Москве проходило в общеевропейском русле. 

Каким образом патрицианские пекарно-отопительные печи декорировались (если вообще декорировались) в XVI веке — неизвестно. Скорее всего, в глинобитные стены печей вмуровывались лишь отдельные керамические элементы. Их стенки могли расписывать или вырезать на глинобитной поверхности рельефный декор, как это будет иметь место позднее. В целом до начала XVII века декор в интерьерах жилых домов даже состоятельных людей почти отсутствовал. Что касается крестьян, то о декоре мы вообще не говорим. К ним самые примитивные конструкции печей попадали  в последнюю очередь. Даже у горожан не состоятельных сословий,  печи были более совершенных конструкций. 

Итак, в XVI веке в печном деле в России доминируют глинобитные пекарно-отопительные печи, адаптированные к условиям технологической культуры и быта того времени. В XVII веке этот процесс продолжится, но на сцену, наконец, выйдут и кафельные печи, но об этом мы расскажем в следующей статье.

 

 

КОНТАКТЫ

  • +7 499 272 47 63
  • +7 985 776 82 04 (по выходным)
  • г. Москва, ул. Вавилова, д. 65а ("Дом Художника"), мастерская 1304
  • anko.office@gmail.com
COPYRIGHT © ANKO

DESIGN VT-DESIGN

ГЛОССАРИЙ | СТАТЬИ